Ориентирование с помощью гирополукомпаса. Ориентирование карты в машине. Выход в пункт назначения

Ориентирование с помощью гирополукомпаса

В сложной обстановке современного боя даже временная потеря ориентировки приводит к нарушению взаимодействия между подразделениями, ставит под угрозу успешное выполнение боевых задач. Поэтому для надежного и быстрого ориентирования на местности применяется навигационная аппаратура, которой оснащены многие виды боевых и специальных машин. Она используется главным образом при действиях подразделений на местности, бедной ориентирами, а также при плохой видимости.

В настоящее время наиболее широкое распространение получили гирополукомпасы и навигационная аппаратура с координатором.

Гирополукомпас (ГПК) предназначен для выдерживания заданного направления движения боевой машины.

Принцип работы навигационных приборов. В основе работы навигационных приборов использовано свойство быстро вращающегося волчка - сохранять неизменным направление оси вращения в пространстве. На таком принципе работает специальное устройство-гироскоп, основная часть гирополукомпаса, поэтому эти приборы называют гироскопическими. Они не подвержены влиянию магнитного поля Земли, устойчиво работают в районах магнитных аномалий и в северных широтах, где часто происходят магнитные бури.

Сущность работы гирополукомпаса заключается в следующем. При изменении направления движения вместе с машиной повернется на тот же угол и корпус гирополукомпаса. Главная же ось гироскопа сохранит свое прежнее положение. Вместе с осью вращения ротора сохранит свое прежнее положение и курсовая шкала, указатель отсчета переместится вдоль курсовой шкалы на величину угла поворота машины. Например, первоначальный отсчет шкалы гироскопа был равен 2-40, новый отсчет после поворота машины равен 5-60, значит, машина повернула вправо на угол 3-20 (5-60-2-40=3-20).

Порядок включения и выключения гирополукомпаса. Включать и выключать гирополукомпас можно только в неподвижной машине. Перед включением гирополукомпаса необходимо убедиться, что рукоятка арретира находится в положении «от себя», т. е. прибор застопорен, а напряжение бортовой сети машины равно не менее 24 В. Затем выключатель питания гироскопа ставят в положение ВКЛЮЧЕНО. Через 5 мин плавным поворотом рукоятки арретира при ее положении «от себя» на курсовой шкале гирополукомпаса устанавливается необходимый отсчет направления движения. После этого гирополукомпас разарретируется, т. е. рукоятку арретира оттягивают на себя до щелчка. Если позволяет обстановка, начинать движение следует спустя 10-20 мин. В таком случае вращение ротора и рамок стабилизируется и гирополукомпас обеспечивает высокую точность выдерживания направления движения.

Во время движения вращать рукоятку арретира, когда прибор снят со стопора, не рекомендуется, так как это может вызвать срыв шкалы.

При выключении гирополукомпаса рукоятка арретира ставится в положение «от себя» и выключается питание прибора.

Ориентирование с помощью гирополукомпаса включает подготовку исходных данных для движения, ориентирование машины на начальной точке маршрута и непосредственное выдерживание направления движения.

Подготовка исходных данных. Исходными данными служат магнитные азимуты или дирекционные углы направлений между точками поворота на маршруте и расстояния между этими точками. Такие данные определяются по топографической карте.

Маршрут движения намечается по проходимой местности с использованием ее маскировочных и защитных свойств. Выбранные ориентиры (точки) на поворотах маршрута обводятся кружками. Расстояния между точками поворота могут быть 6-10 км при движении днем и 3-5 км при движении ночью. При отсутствии карты экипаж готовит (или получает) схему маршрута, на которую кроме исходных данных наносят промежуточные ориентиры, а также показывают возможные препятствия для движения.

Ориентирование машины на исходной точке маршрута включает определение магнитного азимута (дирекционного угла) направления продольной оси машины и установку этого угла на курсовой шкале гирополукомпаса.

Первоначальное ориентирование может выполняться по магнитному азимуту, линейному ориентиру или направлению на удаленный ориентир и по Полярной звезде.