Выполнение нормативов: «Определение направления (азимута на местности)» и «Измерение расстояний (углов) на местности с помощью бинокля (линейки с миллиметровыми делениями)»
Особенности отработки нормативов по военной топографии
1. Нормативы по военной топографии в ходе занятий и тренировок отрабатываются на исправных учебно-тренировочных средствах.
2. Норматив считается выполненным, если при работе соблюдены условия его выполнения и не было допущено нарушений требований безопасности, а также уставов, наставлений, инструкций и руководств.
3. Если при отработке норматива обучаемым допущена хотя бы одна ошибка, которая могла бы привести к травме (поражению) личного состава, поломке техники, вооружения или аварии, выполнение норматива прекращается и оценивается «неудовлетворительно».
4. За нарушение последовательности выполнения норматива, которое не привело к авариям, поломке (порче) техники и вооружения, а также за каждую ошибку, приводящую к нарушению условий выполнения норматива, требований уставов, руководств, наставлений, инструкций, технологических карт, оценка снижается на один балл.
5. При выполнении нормативов личным составом в средствах защиты кожи (ОЗК, Л-1 и т.п.) время увеличивается на 25%, а при работе в средствах защиты органов дыхания (противогазе, респираторе) - на 10%, кроме нормативов, выполнение которых предусмотрено только в средствах защиты.
6. При температуре воздуха минус 10° С и ниже, плюс 30° С и выше, при сильном дожде, снегопаде, высоте свыше 1500 м над уровнем моря время на выполнение нормативов увеличивается до 20%, при действиях ночью, если время для ночных условий не определено, оно увеличивается до 30%.
7. При действиях подразделений (военнослужащих) в условиях распутицы, пустынно-песчаной местности, заполярной тундры, глубокого снежного покрова (30-50 см - при действиях в пешем порядке и на колесной технике, 50-80 см - при действиях на гусеничной технике), густого тумана и сильной запыленности время на выполнение нормативов увеличивается, скорость движения уменьшается по решению руководителя занятия (проверяющего) не менее чем на 10%, но не более чем на 30% (с учетом совокупности отрицательных условий).
8. При отработке нормативов на местности маршруты (направления) для действий подразделений заранее не прокладываются и не обозначаются.
9. Время выполнения норматива военнослужащим (подразделением) отсчитывается по секундомеру с момента подачи команды «К выполнению норматива - Приступить» (или другой установленной команды, сигнала) до момента выполнения норматива всеми военнослужащими (подразделением) и доклада командира (обучаемого) о его выполнении или до начала действий в новом порядке.
Порядок определения оценки за выполнения нормативов
Если норматив отрабатывается в процессе обучения несколько раз, то оценка за его выполнение определяется по последнему показанному результату или по результату контрольной попытки.
Индивидуальная оценка военнослужащему за выполнение нескольких нормативов по военно-медицинской подготовке определяется по оценкам, полученным за выполнение каждого норматива, и считается:
«отлично» |
если не менее 90% проверенных нормативов оценены положительно, при этом не менее 50% нормативов оценено «отлично» |
«хорошо» |
если не менее 80% проверенных нормативов оценены положительно, при этом не менее 50% нормативов оценены не ниже «хорошо» |
«удовлетворительно» |
если не менее 70% нормативов оценены положительно, а при оценке по трем нормативам положительно оценены два, один из них – не ниже «хорошо» |
«неудовлетворительно» |
если не выполнены условия на оценку «удовлетворительно» |
Оценка за выполнение одиночных нормативов подразделению выводится по индивидуальным оценкам обучаемых и определяется:
«отлично» |
если не менее 90% обучаемых получили положительные оценки, при этом не менее 50% обучаемых получили оценку «отлично» |
«хорошо» |
если не менее 80% обучаемых получили положительные оценки, при этом не менее 50% обучаемых получили оценку не ниже «хорошо» |
«удовлетворительно» |
если не менее 70% обучаемых получили положительные оценки |
«неудовлетворительно» |
если не выполнены условия на оценку «удовлетворительно» |
Условия выполнения и методические указания по отработке норматива «Определение направления (азимута на местности)»
Наименование норматива |
Определение направления (азимута на местности). |
Условия выполнения норматива |
Обучаемый находится на маршруте движения (на наблюдательном пункте или позиции отделения) при себе имеет компас. |
Порядок выполнения норматива |
Руководитель выдает азимут направления (ориентир) и приказывает указать направление, соответствующее заданному азимут на местности, или определит азимут на указанный ориентир и подает команду, например: «К выполнению норматива - Приступить». Обучаемый определяет направление, соответствующее заданному азимут на местности, или определит азимут на указанный ориентир. Время отсчитывается от команды «К выполнению норматива - Приступить» до доклада о результатах измерений. |
Порядок выполнения норматива
Действия |
Действия |
Порядок |
1. Подает команду: «К выполнению норматива - Приступить». Включает секундомер. Контролирует порядок выполнения норматива. Фиксирует ошибки снижающие оценку. |
1. При определении направления на местности по заданному азимуту: |
|
определяет по заданному азимуту направление на местности |
Обучаемый устанавливает на шкале компаса против мушки отсчет, разный значению заданного магнитного азимута. Затем, отпускает тормоз магнитной стрелки, поворачивает компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец стрелки установился против нулевого деления шкалы. После этого, не меняя положения компаса, замечает на местности по линии визирования через целик и мушку какой-нибудь удаленный ориентир. Направление на ориентир и будет определяемым направлением, соответствующим заданному азимуту. Докладывает результаты измерений. |
|
2. При определении азимута на указанный ориентир: |
||
определяет азимут на указанный ориентир |
Обучаемый отпускает тормоз магнитной стрелки и поворачивает компас в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Затем, не меняя положения компаса, устанавливает визирное приспособление так, чтобы линия визирования через целик и мушку совпала с направлением на ориентир. Отсчет шкалы против мушки будет соответствовать величине определяемого магнитного азимута направления на ориентир. Докладывает результаты измерений. |
|
2. После доклада останавливает секундомер и фиксирует время выполнения норматива. |
|
|
Временные показатели и оценка за выполнение норматива
Категория |
Оценка по времени (секунд) |
||
«отлично» |
«хорошо» |
«удовлетворительно» |
|
Военнослужащие |
40 |
45 |
55 |
Ошибки, снижающие оценку за выполнение норматива
На один балл |
До «неудовлетворительно» |
Нарушена последовательность выполнения норматива. За каждую ошибку, приводящую к нарушению условий выполнения норматива, требований уставов, руководств, наставлений, инструкций, технологических карт. |
Ошибка в определении направления (азимута) превышает 3° (0-50) |
Условия выполнения и методические указания по отработке норматива: «Измерение расстояний (углов) на местности с помощью бинокля (линейки с миллиметровыми делениями)»
Наименование норматива |
Измерение расстояний (углов) на местности с помощью бинокля (линейки с миллиметровыми делениями). |
Условия выполнения норматива |
Обучаемый находится на маршруте движения (на наблюдательном пункте или позиции отделения) при себе имеет бинокль (линейку с миллиметровыми делениями). |
Порядок выполнения норматива |
Руководитель занятия называет объекты (цели или ориентиры), при необходимости выдает их линейные размеры, ставит задачу обучаемому на измерение расстояний (углов) и подает команду, например: «К выполнению норматива - Приступить». Обучаемый используя бинокль (линейку с миллиметровыми делениями) определяет угловые величины и высчитывает расстояние. Время отсчитывается от команды «К выполнению норматива - Приступить» до доклада о результатах измерений. |
Порядок выполнения норматива
Действия |
Действия |
Порядок |
|
1. Подает команду: «К выполнению норматива - Приступить». Включает секундомер. Контролирует порядок выполнения норматива. Фиксирует ошибки снижающие оценку. |
1. При измерении угловой величины объекта (цели) с помощью бинокля: |
||
измеряет угловую величину объекта (цели) |
Обучаемый помещает объект (цель) между делениями шкалы бинокля и подсчитывает количество делений шкалы, которыми покрывается объект (цель). Умножает число делений на цену одного деления и получает величину измеряемого угла в тысячных. Докладывает результаты измерений. |
||
2. При измерении угловой величины между ориентиром и целью с помощью бинокля: |
|||
измеряет угловую величину между ориентиром и целью |
Обучаемый совмещает какой-либо штрих шкалы бинокля с ориентиром и подсчитывает число делений до цели. Умножает число делений на цену одного деления и получает величину измеряемого угла в тысячных. Докладывает результаты измерений. |
||
3. При измерении расстояния до объекта (цели) с помощью бинокля: |
|||
измеряет расстояние до объекта (цели) по угловым размерам предмета |
Обучаемый измеряет с помощью бинокля угловой размер объекта (цели) по его высоте (длине либо ширине). Используя действительную высоту (ширину) предмета в метрах, и тот полученный угол (в тысячных), под которым виден данный предмет, он определяет расстояние до объекта (цели) в метрах по формуле:
Докладывает результаты измерений. |
||
4. При измерении угловой величины объекта (цели) с помощью линейки: |
|||
измеряет угловую величину объекта (цели) |
Обучаемый помещает объект (цель) между миллиметровыми делениями линейки и подсчитывает количество миллиметров, которыми покрывается объект (цель). Умножает полученное |
||
|
|
|
|
|
|
число делений на 0-02 (цена одного миллиметра в тысячных) и получает величину измеряемого угла в тысячных. Докладывает результаты измерений. |
|
5. При измерении угловой величины между ориентиром и целью с помощью линейки: |
|||
измеряет угловую величину между ориентиром и целью |
Обучаемый совмещает нулевое деление миллиметровой линейки с ориентиром и подсчитывает число миллиметров до цели. Умножает число делений на 0-02 и получает величину измеряемого угла между ориентиром и целью в тысячных. Докладывает результаты измерений. |
||
6. При измерении расстояния до объекта (цели) по угловым размерам предмета с помощью линейки: |
|||
измеряет расстояние до объекта (цели) по угловым размерам предмета |
Обучаемый измеряет с помощью линейки угловой размер объекта (цели) по его высоте (длине либо ширине). Используя действительную высоту (ширину) предмета в метрах, и тот полученный угол (в тысячных), под которым виден данный предмет, он определяет расстояние до объекта (цели) в метрах по формуле:
Докладывает результаты измерений. |
||
7. При измерении расстояния до объекта (цели) по линейным размерам предмета с помощью линейки: |
|||
измеряет расстояние до объекта (цели) по линейным размерам предмета |
Обучаемый с помощью линейки, расположенной на расстоянии 50 см от глаза, измеряет в миллиметрах высоту (ширину) наблюдаемого предмета. Затем действительную высоту (ширину) предмета в сантиметрах делит на измеренную по линейке в миллиметрах, результат умножает на постоянное число 5 и получает искомую высоту (ширину) предмета в метрах. Докладывает результаты измерений. |
||
2. После доклада останавливает секундомер и фиксирует время выполнения норматива. |
|
|
Временные показатели и оценка за выполнение норматива
Категория |
Оценка по времени (секунд) |
||
«отлично» |
«хорошо» |
«удовлетворительно» |
|
Военнослужащие |
45 |
50 |
60 |
Ошибки, снижающие оценку за выполнение норматива
На один балл |
До «неудовлетворительно» |
Нарушена последовательность выполнения норматива. За каждую ошибку, приводящую к нарушению условий выполнения норматива, требований уставов, руководств, наставлений, инструкций, технологических карт. |
Ошибка в измерении превышает 10%, а угла -0-10 |